Проверьте сейчас, чтобы не «замерзнуть» зимой: гайд по замене и подбору свечей накала

Прошлая зима оказалась непривычно снежной и морозной. Пока неизвестно точно, повторится ли эта история в предстоящие зимние месяцы, но, как показал опыт прошлого года, есть смысл заранее убедиться, что ваш дизельный автомобиль готов к холодам.

И мелочей в этом вопросе не бывает — точнее, за безотказный запуск зимой отвечают именно мелкие детали, а точнее, свечи накала.

Проверьте сейчас, чтобы не «замерзнуть» зимой: гайд по замене и подбору свечей накала

Надежнее запуск, меньше выбросов

Пусковые характеристики дизельных силовых агрегатов зависят от системы впрыска: если IDI-двигатели (с непрямой системой впрыска) могут испытывать проблемы уже при температурах ниже 5°C, особенно если неисправна хотя бы одна из свечей накала, то DI-двигатели (прямой впрыск) даже без использования свечей накала могут запускаться при температурах выше -5°C. Но в холодное время года при неисправности этих свечей проблемы с зажиганием возникают неизбежно и независимо от типа двигателя.

Современные свечи накала не только прогревают двигатель во время запуска, но и продолжают поддерживать оптимальный температурный режим во время езды. Таким образом, они обеспечивают эффективную работу двигателя и экономию топлива даже при частых остановках или при движении в городских условиях. Кроме того, свечи накала сжигают частицы сажи, которые удерживаются сажевыми фильтрами дизельных двигателей, и тем самым очищают их и помогают снизить количество выбросов в атмосферу.

Прочные, но «медленные». «Быстрые», но хрупкие. Какие свечи выбрать?

При выборе свечей накала необходимо опираться на информацию, изложенной в технической документации к каждому конкретному автомобилю и двигателю. Разные свечи будут отличаться габаритами, резьбой, количеством контактов — но выбор, по сути, сводится к двум альтернативам: металл или керамика.

В зависимости от типа нагревательного элемента свечи делятся на штифтовые и керамические. В первом случае свеча имеет наконечник из сплава железа, никеля и хрома с металлической спиралью внутри. В более современных моделях таких спиралей не одна, а две: нагревательная для быстрого разогрева наконечника и регулировочная для защиты свечи от перегрева.

Во втором случае нагревательный наконечник сделан из керамики. Керамические свечи имеют самый продолжительный срок эксплуатации: они могут прослужить 100 тыс. км и более. Кроме того, они быстрее разогреваются по сравнению с металлическими (за 2 секунды против 3-4) и до более высоких температур (вплоть до 1350°C). Это обеспечивает более надежный запуск двигателя даже в морозы. Но при этом керамика по сравнению с металлом — материал намного более хрупкий, что требует особой осторожности в обращении с такими свечами.

Современные дизельные двигатели стремятся к наращиванию мощности при сохранении или даже уменьшении габаритов. А значит, свечей накала требуется больше, а места для их установки остается меньше. Как результат, эти детали за последнее время сильно изменились: «постройнели» и вытянулись в длину. Рабочая часть современных свечей накала может составлять всего 3 мм. Поэтому такие свечи требуют к себе очень бережного отношения при снятии и установке. Чтобы решить эту проблему, некоторые производители разрабатывают и внедряют особые решения. Например, в свечах Bosch DuraSpeed применяется запатентованная конструкция Flexible Design: нагреватель свечи образуют керамический элемент в паре с гибкой металлической трубкой, что значительно повышает ее механическую прочность. Даже если ввернуть свечу под неправильным углом, нагреватель не сломается, а просто согнется, но продолжит работать.

Пора менять? Делаем правильно!

Свечи накала — детали изнашиваемые. Поэтому их необходимо менять. Индикаторами неисправности свечей накала могут быть различные сбои:

  • повышенное дымообразование при холодном запуске;
  • сильный шум сгорания до достижения рабочей температуры;
  • неравномерно работающий прогретый двигатель;
  • потеря мощности;
  • повышенный расход топлива.

Работоспособность свечей накала проверяют каждые 80-100 тыс. км. Сделать это можно либо в условиях специализированной автомастерской, либо самостоятельно — но только с помощью омметра или мультиметра. На необходимость замены свечи укажут высокие показатели сопротивления. Для исправных свечей накала сопротивление должно укладываться в диапазон 0,2-5 Ом.

Замену свечей накала можно проводить как в мастерской, так и самостоятельно — но обязательно с использованием специального инструмента (динамометрического ключа) и в соответствии с указаниями производителя относительно момента затяжки.

Свечи накала нужно менять сразу комплектом — даже если из строя вышла только одна из них. Это обеспечивает одинаковое расходование их ресурса и примерно одинаковые эксплуатационные характеристики. Кроме того, сам по себе этот процесс достаточно трудоемкий, поэтому замена всех свечей сразу позволяет сэкономить как минимум собственное время и силы. А в условиях автомастерской — еще и деньги: мастеру не придется по нескольку раз снимать соединительные линии и токопроводящие шины, а вам — оплачивать эти работы ради одной свечи.

Статьи,